Интервью

Интервью
анг. interview-встреча, беседа) -специальный вид целенаправленного исследовательского общения, применяемый в качестве метода получения необходимой социологической информации. В основе И. лежит обычная беседа. Однако, в отличие от нее, роли собеседников закреплены, нормированы, а цели заданы «извне» программой и задачами социологического исследования. Специфика И. состоит в том, что полученная информация в определенной степени формируется в процессе общения интервьюера с опрашиваемым и поэтому несет на себе следы этого общения. От характера последнего, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех И., полнота и качество полученной информации. С методологической точки зрения именно И. представляет собой специфический метод исследования, который характерен для социального познания. В физике, к примеру, нет такой возможности, как в социологии, ибо «скалы не разговаривают» (Макс Вебер), и ученый-физик не может воспользоваться таким методом исследования, каким является беседа с исследуемым объектом. За эти качества некоторые исследователи считают И. «королевским путем» в познании социальных явлений (Р. Кениг).

Существует множество видов И. В зависимости от выбора основания классификации выделяют: групповое, аудиторное, индивидуальное И.; интервью с должностным лицом, экспертом, респондентом, с самим собой; разведывательное, контрольное и основное И. и др. Главным основанием классификации видов И. является степень формализации процедуры опроса и соответственно регламентации поведения интервьюера. По степени возрастания формализации выделяют:

- свободное, или так называемое «клиническое», «психоаналитическое» И. Наибольшее применение имеет в психиатрии, откуда и берет начало. Свободное И. отличается тем, что не имеет сформулированных вопросов. Задается лишь его тема. В социологии свободное И. применяется в опросах экспертов, на стадии разведывательного исследования, а также с целью ознакомления с объектом, уточнения методик, опросников;

- глубинное И. отличается от свободного тем, что здесь, кроме общей тематики беседы, заранее задается также определенный круг вопросов, на которые следует получить ответ;

- фокусированное (направленное) И. отличается от предыдущих главным образом тем, что ставит целью изучение мнений и установок относительно конкретно заданной ситуации;

- И. с открытыми вопросами проводится с применением плана, который подготавливается социологом и и представляет собой набор открытых вопросов, расположенных в определенной последовательности;

- И. с закрытыми вопросами, или стандартизованное И.это формализованная процедура опроса, приближающаяся к методу анкетирования с помощью анкетера. Подготовленный социологом опросник фактически представляет собой анкету с преимущественно закрытыми вопросами. Стандартизованное И. предполагает также определенную регламентацию поведения интервьюера в процессе опроса. Оно представляет собой наиболее распространенный вид из приведенных выше. Классическим его примером может служить опрос при переписях населения. Когда в опроснике вместе с закрытыми вопросами помещены также и открытые, социологи употребляют термин «полустандартизованное И.». Совокупность внешних и внутренних факторов, способных оказать воздействие на ход и результаты И., элементов непосредственного окружения, обстановки, в которой осуществляется межличностное общение между интервьюером и опрашиваемым лицом, а также более широкие социальные условия среды представляет собой ситуацию И. В зависимости от целей и задач исследования социолог выбирает и определяет наиболее благоприятную, подходящую ситуацию И. Одной из основных задач социолога является обеспечение релевантности ситуации И. для всей совокупности опрашиваемых. Это означает создание таких условий, чтобы как внутренние, так и внешние факторы ситуации И. не оказались различными для различных групп опрашиваемых. По крайней мере, имеющиеся различия не должны оказывать существенного воздействия на результаты И. В идеальном случае ситуация И. должна быть одинаковой для всех И., проводимых в рамках одного социологического исследования. И. применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминологии. С развитием эмпирических социологических исследований И. постепенно стало одним из основных методов сбора информации наряду с анкетированием. Основными сферами применения И. в социологии являются: пробные, пилотажные исследования, изучение общественного мнения, опросы экспертов, телефонные опросы, контрольные и выборочные опросы при анкетных исследованиях и др.


Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. . 1990.

Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Интервью" в других словарях:

  • ИНТЕРВЬЮ — (от англ. interview свидание). Посещение сотрудником газеты какого либо выдающегося лица с целью выспрашивания его мнений по обще интересному вопросу для сообщения их читателям. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • интервью — (от англ. interview беседа, встреча) способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса. В истории И. можно выделить три основных этапа развития: а) применение И. в области психотерапии и психотехники, что привело… …   Большая психологическая энциклопедия

  • интервью — [тэ], неизм.; ср. [англ. interview]. Предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким л. лицом (политиком, деятелем искусства, учёным и т.п.). Дать и. газете. Взять и. у известного политолога. Опубликовать, поместить в… …   Энциклопедический словарь

  • ИНТЕРВЬЮ — [тэ], нескл., ср. (англ. interview) (книжн.). Беседа представителя печати с каким нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес. Дать кому нибудь интервью. Получить у кого нибудь интервью. || Газетная статья …   Толковый словарь Ушакова

  • ИНТЕРВЬЮ — «ИНТЕРВЬЮ» (Intervista) Италия, 1987, 112 мин. Фантазия о кино. Федерико Феллини, который готовится к съемкам фильма по роману «Америка» Франца Кафки, дает интервью японскому телевидению, вспоминая о своем первом появлении на киностудии… …   Энциклопедия кино

  • ИНТЕРВЬЮ — один из методов опроса клиентов в маркетинговом исследова нии. Осуществляется исследователем (маркетологом) по определенному плану с обязательной записью ответов на бланках стандартного вида. Словарь финансовых терминов. Интервью Интервью в СМИ… …   Финансовый словарь

  • интервью — сущ., с., употр. сравн. часто Интервью это разговор журналиста с политиком, учёным, артистом и т. д., который может транслироваться по радио, телевидению или будет напечатан в газете, журнале и т. д. Взять эксклюзивное интервью у известного… …   Толковый словарь Дмитриева

  • интервью — собеседование, беседа, опрос Словарь русских синонимов. интервью сущ., кол во синонимов: 10 • беседа (30) • …   Словарь синонимов

  • интервью — нескл.. ср. interview <англ. interview встреча, свидание. 1. Предназначенная для распространения в средствах массово информации беседа в форме вопросов и ответов на актуальные темы. Крысин 1998. Вы не посетуете на меня за напечатание завтра… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ИНТЕРВЬЮ — (англ. interview) жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким либо актуальным вопросам. Подразделяется на интервью сообщение, преследующее главным образом информационную цель, и интервью мнение, комментирующее… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИНТЕРВЬЮ — (английское interview), 1) жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами. 2) В социологии один из методов исследования, целенаправленная беседа интервьюера и опрашиваемого. Интервью делятся на 2 вида: свободные и… …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»